DIY — от выживания к исследованию космоса
Уроки труда как введение в творческую жизнь ребенка:
«Сделай сам». Как выживание стало развлечением и развитием.
В школе я пытался соорудить самолёт — простую модель из липовых реек, ниток и кальки. Дюжина перекрученных резинок должна была вращать винт. С винтом и вышла загвоздка. Две недели я шлифовал тоненькую дощечку шкуркой и надфилями, выводя профиль лопастей. Всё было готово, осталось только высверлить отверстие и закрепить винт. Но мой самолёт так и не увидел небо. Руководитель кружка ушёл из школы — стеклить балконы. Секция закрылась. А я вспомнил о старом увлечении только сейчас, четверть века спустя. Поделки как развитие ребенка.
DIY по-советски школьный авиакружок
Движение «сделай сам» вновь набирает обороты. Тысячи видео на YouTube, группы VK и посты Instagram посвящены DIY. DIY — это первые буквы призыва «Do it Yourself», что и означает «сделай сам».
Слова не относятся к работе по дому, ремонту на даче или замене масла в двигателе. Это субкультура, противопоставляющая себя обществу потребления. Негалерейная живопись, независимая музыка, пошитая своими руками одежда — всё это элементы культуры DIY.
Сегодня я попытаюсь разобраться, как появилось это движение и понять, почему оно снова в моде.
«Потерянное поколение» — самодельщики поневоле
Появление культуры самодельного производства связано с окончанием Первой Мировой войны.
Молодые ветераны возвращались из окопов в разрушенные дома. Работы было мало, а денег ещё меньше — «потерянному поколению» приходилось налаживать жизнь своими руками.
В дело шло всё, что только удалось достать. Гильзы становились бензиновыми зажигалками, ящики от снарядов шли на изготовление мебели, опостылевшая форма перешивалась на вольный, гражданский манер.
За годы окопной войны многие солдаты приобрели навыки ремонта сложных механизмов: пушек и пулемётов, автомобилей и мотоциклов. Поэтому по всей Европе открывались гаражные мастерские. Именно эти прародители современных автосервисов стали прибежищем молодых фронтовиков. Работа помогала свести концы с концами, а иногда становилась единственным смыслом жизни.
Три товарища, экранизация знаковой книги «потерянного поколения»
Карл, самодельная машина из экранизации культового романа Ремарка
Месяцами напролёт из разбитых машин и случайно найденных запчастей мастера создавали уникальные автомобили. Кузова собирали из толстого железа, поэтому для ремонта хватало обычной кувалды. Детали крепили болтами, сварка была ещё не в ходу. Стенки и крыши делали из фанеры: её распаривали и выгибали, а потом покрывали десятком слоёв нитрокраски. Получалось ничуть не хуже, чем у Генри Форда. Трудоёмко и долго, зато дёшево и надёжно. Так появился легендарный Карл — машина Отто Керстера из «Трех товарищей».
Однажды на аукционе Кестер купил по дешевке старую колымагу с высоким кузовом. Присутствовавшие специалисты, не колеблясь, заявили, что это занятный экспонат для музея истории транспорта. Но Кестер не обращал ни на кого внимания. Он разобрал машину, как карманные часы, и несколько месяцев подряд возился с ней, оставаясь иногда в мастерской до глубокой ночи...
Да и само понятие «потерянное поколение» родилось в автомастерской. «Вся молодёжь, побывавшая на войне, все вы — потерянное поколение», в сердцах воскликнула американская писательница Гертруда Стайн, когда молодой механик отказался чинить её Форд. Определение пришлось по душе Эрнесту Хеменгуэю: бывший фронтовик сделал эти слова эпиграфом нового романа.